Внимание! Вы используете устаревший браузер.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (Якутия)

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ САХА(ЯКУТИЯ) ПО
  • ПО ТОРГОВЛЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ

677000 Республика Саха (Якутия), ул. Ленина, 22 каб. 310. e-mail: mail@comtorgsakha.ru

Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Дата публикации: Февраль 19, 2008

Текст выступления заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова А.И.
о ходе реализации Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности
в Российской Федерации» №381-ФЗ от 29 декабря 2009 года на селекторном совещании
первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Зубкова В.А

29 марта 2011 года

Республика Саха (Якутия) является одним из регионов страны, в котором уже в 2003 году была принята государственная программа «Государственная поддержка завоза грузов в Республику Саха (Якутия)», отвечающая основным требованиям концепции развития региональной торговой деятельности в России.

На основании данной программы Государственным Собранием (Ил Тумэн) 20 февраля 2004 года был принят Закон Республики Саха (Якутия) 119-З №241-III «Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)». Этот Закон направлен на гарантированное обеспечение населенных пунктов указанных арктических улусов республики товарами и услугами, необходимыми для жизнеобеспечения населения и бесперебойного функционирования организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, регулирует порядок субсидирования операторов на обеспечение северного завоза, предоставления ими государственных гарантий на получение банковских кредитов.

Доля торговли в валовом региональном продукте Республики Саха (Якутия) в 2010 году составил 9,4%. По обороту розничной торговли в 2010 году республика среди регионов Дальневосточного федерального округа занимает 4-е место.

1. В республике распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) «О мероприятиях по реализации Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 633-р от 10 июня 2010 года образована рабочая группа по разработке и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории Республики Саха (Якутия), утвержден перечень мероприятий по реализации указанного Федерального закона.

2. В соответствии с Перечнем мероприятий принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Республики Саха (Якутия) и продажи товаров на них» № 338 от 29 июля 2010 года.

3. В апреле 2011 года планируется внесение на рассмотрение в Правительства Республики Саха (Якутия) проекта постановления «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Республике Саха (Якутия)», который утверждает суммарный норматив по Республике Саха (Якутия) 471 кв.м. на 1 тыс. человек, а также законопроекта «О государственной поддержке организаций потребительской кооперации в сельских местностях Республики Саха (Якутия)» для совершенствования системы заготовки и переработки сельхозпродукции и сырья и обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией.

4. Также на стадии принятия решений находятся порядки о разработке и утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Саха (Якутия) и о взаимодействии между федеральными и региональными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами торговли по предоставлению информации о причинах и условиях роста цен на отдельные виды социально-значимых продовольственных товаров.

5. В соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16 июля 2010 года № 602 ведется работа с администрациями муниципальных районов республики по формированию Торгового реестра Республики Саха (Якутия). При этом формированию Торгового реестра препятствуют отсутствие кадров в муниципальных образованиях, принцип добровольности для субъектов торговли; дополнительные финансовые расходы при заверении копий документов, прилагающихся к заявлениям.

Предложение Республики Саха (Якутия) – Торговый реестр должен быть электронным и общедоступным. В этой связи Минкомсвязи РФ и Минпромторгу РФ необходимо дать поручение разработать методические и технические предложения о создании на уровне Российской Федерации в рамках Электронного правительства единой специализированной программы, которая позволила бы осуществить сбор, передачу, корректировку, хранение и защиту информации, содержащейся в Торговом реестре.

6. Наиважнейшей проблемой для Республики Саха (Якутия) остается исполнение установленного статьей 9 Федерального закона № 381-ФЗ срока оплаты за поставленные продовольственные товары в связи с их доставкой – досрочным завозом в навигацию до труднодоступных и отдаленных населенных пунктов, составляющих 486 из 641 поселения (76%), с численностью населения 535 тысяч человек. В завозимых продовольственных товарах 80 % занимают объемы муки для хлебопечения. В указанные федеральным законом сроки не успеваем завезти товар до труднодоступных поселений, так как срок завоза грузов с учетом накопления и приемки товаров достигает 253 дней.

Для его урегулирования Правительством Республики Саха (Якутия) инициировалось внесение в ФЗ № 381-ФЗ поправки в статью 9 «Права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров», дополнив ее частью 7.2. следующего содержания: «Предусмотренные частью 7 настоящей статьи правила не распространяются при поставках продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)». Сроки предусматриваются в соответствии с условиями заключаемых договоров поставки.

7. Принятые за последние годы в Республике Саха (Якутия) меры государственной поддержки населения арктических и северных улусов (районов) республики в виде субсидий (с 2003 года), осуществляемые на основании Закона Республики Саха (Якутия) «Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы (районы) Республики Саха (Якутия)» а также регулирование оптовых и розничных торговых надбавок на социально-значимые продовольственные товары, усиление государственного и муниципального контроля соблюдения хозяйствующими субъектами торговли утвержденных уровней торговых надбавок обеспечили и обеспечивают бесперебойную поставку продовольственных товаров в отдаленные и труднодоступные населенные пункты, а главное, сдерживают спонтанный и необоснованный рост цен.

Введение торговых надбавок на самые необходимые продукты питания имеет социальное значение и является единственным основным государственным рычагом воздействия на ценовую политику в муниципальных образованиях, создавая стабильность в регионе.

По вопросу государственного регулирования торговых надбавок на социально-значимые продтовары предлагаем организовать совещание в Минпромторге РФ или в Минэкономразвитии РФ с участием арктических и северных регионов страны.

8. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС(Я), в связи с изменением ценовой ситуации на продовольственном рынке России с октябре 2010 года в РС(Я) отмечается тенденция роста цен на крупу гречневую-ядрицу – на 90,3%, на пшено – 54,7%, на масло подсолнечное – 24,6%, на сахар-песок – 18,8%.

При этом ни по одному из них критического порогового 30 процентного роста за месяц, при котором государство имеет право установить цены, не отмечено и по прогнозам экспертов не ожидается.

Согласно мониторингу оптово-отпускных цен на продовольственные товары у поставщиков РФ при закупке в середине марта месяца т.г. для досрочного завоза в навигацию наблюдался рост цен на муку высшего сорта до 69 %, на сахар-песок до 49%, крупу гречневую до 300 %, крупу манную до 46%, овсяную до 74%, масло растительное до 70%, молоко сухое до 72% и говядина тушеная до 43%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Предлагаем: рассмотреть вопрос создания продовольственного фонда РФ на социально-значимые продовольственные товары для использования в «завозных» регионах РФ, в первую очередь, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для своевременного регулирования темпа роста розничных цен на социально-значимые продовольственные товары.

9. В целом, торговля в Республике Саха (Якутия) особая отрасль, связанная с обеспечением первостепенных нужд населения, в первую очередь, социально-значимыми продовольственными товарами и горюче-смазочными материалами (ГСМ), являющимися основными индикаторами в торговле. Будем продолжать выполнять намеченные меры для дальнейшего развития торговли в Республике Саха (Якутия).

Дополнительно на данную тему: