Внимание! Вы используете устаревший браузер.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (Якутия)

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ САХА(ЯКУТИЯ) ПО
  • ПО ТОРГОВЛЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ

677000 Республика Саха (Якутия), ул. Ленина, 22 каб. 310. e-mail: mail@comtorgsakha.ru

Розничная торговля и некоторые ее особенности

Дата публикации: Май 5, 2012

Каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с таким понятием как розничная торговля, и никуда от этого не деться – другой вопрос, а насколько хорошо мы понимаем, что же собой представляет это явление в жизни современного человека. Прежде всего, обратимся к истокам терминологии, к значению понятия, и окажется, что розничная торговля соответствует понятию продаже товара конечному потребителю, не более. Иными словами, дальнейшая продажа товара, купленного на розничном рынке, не предусматривается, и главное ограничение таких действий – цена, по которой произведена покупка.

Розничная цена существенно выше, чем оптовая цена, и для разных групп товаров эта разница может составлять от 0,5 до 1000%, все зависит от факторов, определяющих рынок товара. Если речь идет о конкурентной нише, то такая разница будет стремиться к минимуму, а контроль над честностью конкурентной борьбы осуществляется в большинстве случаев государство. Есть также товары, на которые, согласно действующему законодательству, наценка не может быть увеличена фиксированного значения. Государственное регулирование рынка – это атавизм, от которого до сих пор не избавились страны с переходным типом экономики, при этом чисто рыночные отношения, в идеале, должны роль государства свести к минимуму.

Но такое утверждение является исключительно теоретическим – даже в странах с самой развитой экономикой и прозрачным рынком, государство определяет еще многое, в том числе и цены. Поэтому понятие розничной торговли в привязке к продаже товара конечному потребителю – сегодня больше условность, чем реальность. Для многих товаров такое положение вещей еще остается актуальным, но назвать полноценными такие рыночные отношения – нельзя.

Осуществляется розничная торговля самыми разными способами, а рынок ретейла – продажи товара конечному покупателю находится в нашем государстве на стадии активного развития. Причины такого явления очевидны, другой вопрос – как долго этот процесс будет продолжаться, и когда наступит насыщение рынка товаров и услуг на рынке розничной торговли. Ведь понятно, что количество новых товаров, которые появляются в нашей жизни – достаточно ограничено, объем потребляемых человеком товаров растет, но не столь интенсивно, как увеличивается количество крупных ретейлеров. О мелких розничных торговцах в нашей стране говорить сегодня тяжело, но известно, что их общая доля все время сокращается, что часто противоречит логике развития рыночных отношений в той же Европе.

Сегодня розничным торговцем можно назвать кого угодно, и его товар уже давно перерос из материальной сферы в разновидность услуг или продуктов интеллектуальной собственности. Цена такого продукта, хоть она и предлагается конечному пользователю, по сути, не регулируется ничем, кроме рынка и конкурентной среды, ведь классического понятия себестоимости, наценки и тому подобного – товар не имеет.

Допустим, покупаем мы mp3 хиты в электронном магазине музыке, отдавая за них 20-100-1000 рублей за одну песню. При этом мы подтверждаем при покупке то, что мелодии не будут использоваться в коммерческих целях, то есть идея перепродажи отсекается автоматически. Иными словами, классический пример ретейла на лицо, но вот насколько это является розничной продажей, сказать тяжело. Ясно одно, на данный момент рынок торговли – оптовой и розничной, все же оперирует более осязаемыми понятиями, чем продукты интеллектуальной собственности, но придет время, когда будет создан отдельный вид рыночных отношений, предполагающий торговлю объектами нематериального типа.

05.05.2012

Дополнительно на данную тему: