Внимание! Вы используете устаревший браузер.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (Якутия)

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ САХА(ЯКУТИЯ) ПО
  • ПО ТОРГОВЛЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ

677000 Республика Саха (Якутия), ул. Ленина, 22 каб. 310. e-mail: mail@comtorgsakha.ru

Принципы государственного регулирования экономики и торговли

Дата публикации: Сентябрь 19, 2007

Государственное регулирование экономики осуществляется при помощи системы типовых мер контролирующего, законодательного и исполнительного характера, легитимными государственными учреждениями для стабилизации и адаптации устоявшейся социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям.

Реализуется оно при помощи специальной системы мер, которая предусматривает использование законодательной базы, указов, актов и различных других нормативных документов.

Участвовать в государственном регулировании косвенным образом могут и общественные организации: профсоюзы, общества защиты прав потребителей, политические партии и т.д.

Но самые яркие изменения в современной экономике, прежде всего, отразились на торговой деятельности. Торговля, которая выступает здесь как связующее звено между разными отраслями народного хозяйства и как связующее звено между потребителем и производителем в частности не осталось вне пределов государственного регулирования.

Сегодняшний механизм регулирования экономической торговой деятельности можно вообразить в виде интегрированной системы методов, форм, средств, при помощи которых осуществляется влияние государства на объекты торговли.

Фундаментальный недостаток подходов наших соотечественников и различных зарубежных школ к вопросам управления, заключается в том, что они концентрируют свое внимание на каком-то одном элементе, не рассматривая эффективность управления как окончательный фактор и зависящую от множества факторов деятельности. В связи с этим, приложение теории систем к управлению позволит представить организацию как единое составляющее ее частей, которые неразрывным образом связаны с внешним миром. Для понимания государственного регулирования необходим системный подход.

Так как в механизме государственного регулирования торговой деятельности присутствует обратная связь, его также можно рассматривать и как закрытую систему взаимоотношений экономических объектов и субъектов, которая представляется в виде совокупности элементов и связей между ними.

Кроме всего прочего, при рассмотрении реализации регулирующей функции важно использовать процессный подход, потому что работа по достижению цели является не каким-либо единовременным действием, но серией непрерывных и взаимосвязанных шагов. Эти шаги, каждый из которых сам по себе является процессом, требуются для совершения успешной деятельности предприятий, а также организаций, совершающих торговую деятельность.

Системный подход проявляется также и в том, что регулирование осуществляют, используя трехуровневую систему управления: на уровне областных субъектов Российской Федерации, на федеральном уровне, а также на уровне органов местного самоуправления. При каждом из них созданы соответствующие структуры со своими конкретными целями, функциями и задачами, а также ведомствами, занимающимися организационными вопросами.

Субъект государственного регулирования это государство, законодательные органы и общественные организации. Объект это экономические, организационные, а так же управленческие отношения в сфере торговли, на уровне хозяйственных субъектов в виде торговых организаций.

Субъект и объект поддерживают прямую и обратную связь, регулирование которой представляется в виде функционирующей и целостной системы. При помощи прямой связи, происходит целенаправленное воздействие государств на объект, обратная связь в свою очередь проявляется в реструктуризации, модернизации реализованных ранее технических решений предприятий, влияет на экономику государства. Наличие обратной и прямой связей и составляет систему механизма регулирования.

Система государственного регулирования торговых отношений содержит свои задачи, цели, принципы, формы, функции, методы, инструменты и связи.

Объекты государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, являются неравнозначными по масштабам воздействия, последствиям и значению. Можно остановить внимание на стратегических и тактических целях. Среди стратегических задач приоритетными целями являются такие: обеспечение социальной и экономической стабильности потребительского рынка, конкурентных преимуществ, экономической безопасности. Конкретные, тактические цели могут различаться в объектах регулирования, но должны исходить из увязки частных и общественных интересов.

Конкретные цели регулирования выглядят таким образом: формирование целостной системы обслуживания для обеспечения наиболее комплексного удовлетворения потребностей населения, а также запросов местного рынка труда; становление рыночных отношений в торговой сфере; формирование нормативно-правовой базы, которая обеспечила бы эффективное развитие и функционирование торговли, а в конечном итоге обеспечила бы устойчивый экономический рост.

На уровне предприятий – определенными целями будут экологические, социальные и экономические.

В целом, главной задачей государственного регулирования всегда будет являться поддержание стабильности потребительского рынка, а также обеспечение его социальной направленности, что может найти реализацию при помощи соблюдения определенных принципов.

Социальная направленность очень важна на текущем этапе развития экономики, ведь развивая потребительский рынок, можно подойти к экономической стабильности в целом в обществе.

Дополнительно на данную тему: