Внимание! Вы используете устаревший браузер.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (Якутия)

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ САХА(ЯКУТИЯ) ПО
  • ПО ТОРГОВЛЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ

677000 Республика Саха (Якутия), ул. Ленина, 22 каб. 310. e-mail: mail@comtorgsakha.ru

Методы государственного регулирования торговли

Дата публикации: Август 7, 2007

Приведенные в предыдущих статьях формы проявляются при помощи системы методов регулирования косвенного и прямого воздействия.

К прямым методом относятся методы административно-правового воздействия на субъекты: корректировка правил продажи услуг и товаров, квотирование, лицензирование, установление минимальных размеров уставных фондов торговых предприятий, организаций, а также отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью, стратегическое планирование.

Прямые методы также предполагают вмешательство государства в функционирование механизмов рынка, например в процессы ценообразования, политику доходов, в частности: заморозка или допущение роста цен и заработной платы в определенных размерах, ограничение изменений показателей кредитно-денежной системе, применение квот и многое другое.

Перевод централизованной экономики к рыночной, в России, кардинально изменил как суть, так и содержание экономических отношений, между участниками в процессе осуществления их деятельности, при этом кардинальным изменениям подвергается правовое их регулирование.

Правовые методы государственного регулирования торговой деятельности призваны обеспечивать правовую основу торговли при помощи законодательных, административных и судебных способов:

  • Государство проводит осуществление своего регулирования, основываясь на нормативно-правовых актах, которые устанавливают: правовое положение организаций торговли и предприятий;
  • структуру органов государственного регулирования торговой деятельности; порядок исполнения и заключения хозяйственных договоров, а также торговых сделок; охрану собственности торговых субъектов; правила торговли;
  • порядок разрешения споров торговых организаций и предприятий; положения защиты прав потребителей; формирование, а также порядок регулирования определенных вопросов контрактной системы, вопросов связанных с этической стороной торговли и т.д.

Государственное регулирование торговли, основывается на положениях высшего юридического акта государства – Конституции Российской Федерации. Абсолютно все нормативно-правовые акты, которые имеют отношение к регулированию торговли, должны соответствовать конституционным принципам и началам.

Применительно к функционированию организаций торговли и торговых предприятий, законодательство Российской Федерации следует подразделять на общее (которое предусматривает государственное регулирование отдельных сторон экономики), а так же специальное (воздействие государства на торговую сферу).

К законодательным актам сферы общего регулирования в первую очередь стоит отнести: Гражданский кодекс РФ, ставящий государственное регулирование рыночных отношений в жесткие правовые рамки.

Специальное нормативно-правовое регулирование торговых отношений содержится в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства РФ, и в актах федеральных ведомств и министерств, изданных для исполнения федеральных законов, в постановлениях, в инструкциях органов гос. власти субъектов Российской Федерации, и в нормативно правовых актах.

  • Законодательный уровень регулирования торговой деятельности представлен с помощью Законов Российской Федерации: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 22.03.91, изменения от 25.05.05г.;
  •  «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» 14.06.95г.; «О защите прав потребителей» 07.01.92г. дополнения и изменения от 05.12.95г., 09.01.96г;
  • «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «O государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 07 января 99г.;
  • «О качестве и безопасности пищевых продуктов» 02.01.00г. №29-Ф3; «О рекламе» 18.07.95г и др.

С помощью закона PCФCP «О конкуренции и oграничении мoнополиcтичеcкой деятельноcти на тoварных рынках» определяются правовые и организационные основы ограничения, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, а также недобросовестной конкуренции, он направлен на обеспечение условий создания и эффективного функционирования рынков товара.

Закон федерального уровня «О рекламе» регламентирует отношения, которые возникают во время осуществления процесса производства, распространения и размещения рекламы на рынках работ, товаров, услуг.

Направлен он на формирование целостной системы регулирования рекламы, в интересах усовершенствования цивилизованных рыночных отношений, а также поддержания добросовестной конкуренции и защиты потребительских прав.

Косвенные методы состоят в осуществлении опосредованного воздействия на условия рынка. Это мероприятия кредитно-денежной и финансовой политики, субсидии, налоги, валютные меры, стимулирование экспорта, индикативное планирование и иные меры косвенного воздействия на рынок. Ориентированы они на:

  • создание условий деятельности экономических субъектов, а также на стимулирование их работы в желательном для государства и общества ключе;
  • обеспечение информационной среды для работы предприятий разных организационно-правовых форм хозяйствования;
  • использование налоговых льгот, простота налоговой системы и экономической мотивации;
  • осуществление контроля за ценообразованием и другими фин. инструментами.

Таким образом, государство владеет действенными механизмами влияния и регулирования торговли, тем самым обеспечивая нормальное развитие рыночных отношений в государстве.

Дополнительно на данную тему: