Внимание! Вы используете устаревший браузер.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (Якутия)

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ САХА(ЯКУТИЯ) ПО
  • ПО ТОРГОВЛЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ

677000 Республика Саха (Якутия), ул. Ленина, 22 каб. 310. e-mail: mail@comtorgsakha.ru

Формирование рыночных отношений

Дата публикации: Январь 19, 2008

История развития товарного производства зафиксировала, как формировался рынок, как он проходил путь от древнего базара до современного организованного рынка с компьютерным оборудованием и электронными технологиями.

Первоначально рынок был базаром площадью, на которой осуществлялись торговые операции. Подобное понимание рынка сложилось уже давно, еще во время разложения первобытнообщинного строя, тогда обмен продуктами труда производили в определенном месте и в определенное время. Но по мере развития ремесла и торговли, за рынками закреплялись определенные территории – рыночные площади. В таком значении термин «рынок» используются и сегодня.

Но по мере общественного развитие понятие рынка приобрело более сложные толкования. К-примеру, французский экономист А. Курно понимал под рынком не просто площадь, а любой район, где отношения продавцов и покупателей свободны, а цены выравниваются легко и быстро. Он выявил важные признаки любого рынка – гибкое ценообразование и свободу участников.

Дальнейшее развитие обмена товаров и товарно-денежных отношений привело к увеличению внимания к сфере обращения. Что нашло отражение в определениях рынка:

  • Рынок – обмен, организованный согласно законам товарного обращения и производства, совокупность отношений товарообмена.
  • Рынок – сфера обмена внутри государства и между государства, связывающая между собой потребителей продукции и производителей.

Несмотря на большую важность сферы обращения, понятие рынка не стоит сводить только к сфере обмена. Углубленное понимание «рынка», требует учесть его место во всей системе общественного воспроизводства, куда включаются так же производство и распределение, обмен и потребление. Данный аспект был воспринят отечественными экономистами, которые рассматривают рынок как часть воспроизводства совокупного общественного продукта, как форму движения составных частей данного продукта.

Все многообразие подходов к понятию рынка не исчерпывается перечисленными формулировками. Определения, приведенные здесь, свидетельствуют о разных ступенях в историческом процессе изучения рынка как экономического явления, раскрывают различные его грани.

В общем и целом рынок – это сложное и многофункциональное понятие, с одной стороны включающее в себя, рынок услуг и товаров, а с другой стороны – рынок ресурсов, во взаимодействии и взаимосвязи которых идентифицируется современных экономический механизм.

Дополнительно на данную тему: